link

Петербург примеряет «Левит»

Июль 2007 года

Автомобили Форда и массовое строительство одноэтажных предместий мегаполисов фирмой «Левит и сыновья» в свое время вывели Америку из Великой депрессии. Откликаясь на властный призыв нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» и просто ориентируясь на высокий спрос в сегменте экономкласса, бизнес и у нас затевает индустриальное малоэтажное домостроение. Хотя сборные дома «моральной прочностью» напоминают «хрущевки», Петербург стоит на пороге «американской субурбанизации» и готов натянуть на себя, как старые джинсы, кольцо левит-таунов.

К строительству колец пригородов из типовых односемейных домов, подобных тем, что превратили штаты Нью¬Йорк и Пенсильвания в сплошную сабурбию, Петербург побуждает недавний ценовой сдвиг.

Дома экономкласса оказались существенно дешевле аналогичных по площади квартир, и, по расчетам специалистов, 20–30% горожан уже готовы рассматривать пригородный дом как альтернативу городскому жилью.

Массовое производство дешевых быстровозводимых домов запустил холдинг «Балтрос» на ДСК «Славянский» в Пушкине. Из них соорудят экспериментальный малоэтажный микрорайон «Новая Ижора» близ Колпина, а потом коттеджный поселок «Славянка» под Царским Селом.

Колпинский пионер

«Новая Ижора» задумана плотным малоэтажным районом на краю города, в 9 км от кольцевой, где на территории 285 гектаров возведут 2100 односемейных домов и 400 таунхаусов – на восемь квартир каждый. Всего более полумиллиона квадратных метров жилья для 20 тысяч человек. Руководители компании уверяют, что проблем с автомобильной доступностью жилмассива не будет, поскольку предусмотрены выезды на две дороги. Правда, Московское шоссе сейчас перегружено, но город намерен его расширить. Второй выезд – на старое Мурманское шоссе через Колпино.

К тому же Софийская улица будет протянута до Колпинского шоссе с обеспечением въезда на кольцевую. Рано или поздно построят предусмотренный генпланом города объезд вокруг Пушкина и еще несколько дорог.

Генплан поселка разработала компания ИТП «Град». Выглядит он непривычно и даже пугающе: ровные улицы с «квадратно¬гнездовым» расположением домов. Плотность застройки выше, чем в садоводствах: участки не больше четырех соток. Генеральный директор компании «Балтрос» Олег Еремин признал, что проектировщики испытывали трудности первопроходцев, поскольку таких проектов массовой малоэтажной застройки в России никогда не было. Получился не то утопический город Солнца, не то некий полковой городок. Мы привыкли видеть обжитые пригороды утопающими в зелени, а здесь ничего подобного не предусмотрено.

По уверениям менеджеров компании, расстояние между домами оптимизировано с учетом экономии на инженерных сетях и продиктовано противопожарными нормами. Но «вороньей слободки» окно в окно удалось избежать. Зато в «Новой Ижоре» будет минимум «ничейных» территорий, что удешевит эксплуатацию поселка.

Социальная инфраструктура нормативная для численности жилмассива: две школы, четыре детских сада, поликлиника, пожарное депо, отделение милиции и вся необходимая торговая индустрия. Не соблюдаются нормы только по расстояниям до инфраструктурных объектов. Ведь малоэтажное поселение – это тот же «спальный» район, но с многоквартирными домами, как бы положенными навзничь. Норм досягаемости социальных объектов для таких градостроительных образований пока нет, в их установлении и состоит эксперимент центральных властей в трех федеральных округах.

Генподрядчиком выступает специально созданная в составе холдинга компания «СлавИнжСтрой». Продажами «Балтрос» намерен заниматься самостоятельно, причем ни «долевка», ни ипотека не замышляются. Право собственности на готовый дом получает компания, а потом объект продается. Ипотечные схемы по инициативе покупателей или банков, а также продажа домов по жилищным программам, по выражению Еремина, «уже второй вопрос».

Специального маркетинга для такого формата поселения «Балтрос» не проводил и в своих прогнозах спроса руководствуется исследованиями общих предпочтений горожан, которые неизменно дают убедительную картину центробежных тенденций. Тем не менее Олег Еремин уверен, что спрос будет, несмотря на заметный рост цены продукта по ходу реализации проекта. «Если бы город взял на себя расходы на прокладку дорог и проездов, удорожание было бы не таким заметным», – уверяет директор «Балтроса». Из¬за скачка цен на стройматериалы, по некоторым позициям почти на 70%, средняя цена квадратного метра уже выросла со 1000 долларов до 45 тыс. рублей.

Весь завод обойдется в 35–40 млн евро, а пока объем инвестиций в строительство первой очереди составил около 14 млн евро. После введения в строй второй очереди завода его производительность составит около двух тысяч комплектов в год. Сейчас комбинат выпускает пять типовых домов – площадью от 90 до 133 кв. метров.

Индустриальная малоэтажка

Кроме громкого проекта «Балтроса», ускоренно продвигаемого при протекции городских и федеральных властей, односемейные дома ставят на поток еще несколько компаний.

Заводские линии компании «Гринсайд» в Стрельне выпускают ежегодно 40–50 домов из клееного бруса, но в иной ценовой категории: 300–400 тыс. евро. Национальный резервный банк и Национальная жилищная корпорация в прошлом году презентовали размашистый проект в Янине. Он отличается сочетанием строительства со специальной ипотечной программой.

Неподалеку, на областной земле, компания «Пантикапей» собирается возвести крупный жилмассив, в котором сборному каркасному жилью отведено немалое место.

И все¬таки, несмотря на однозначные выводы из всех исследований и опросов, есть сомнение в устойчивом спросе на типовое пригородное жилье для постоянного проживания. Петербуржец, бесспорно, стремится за город, но только после решения жилищного вопроса в городском варианте. Мысль о покупке дома в его сознании связана с сезоном, а образ загородной жизни – с досугом. Специалисты предвидят, что только лет через пять реальные предпочтения будут осмыслены. Примерно столько же времени, вероятно, уйдет на разработку государством градостроительных норм для крупных малоэтажных поселений.

По материалам журнала zagorod.spb.ru

Комментарии





ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

Просим в комментариях придерживаться темы обсуждения.

Все комментарии, не относящиеся к теме обсуждения, будут удаляться без предупреждения.
Ваш комментарий может быть первым!