Риски при создании торговых объектов
Являясь самостоятельным типом коммерческой недвижимости (помимо офисной, складской и развлекательной) торговая недвижимость имеет свой специфический список рисков, которые необходимо оценить при выборе типа и класса торгового объекта.
Инвесторы и Девелоперы при реализации проектов в сфере торговой недвижимости стараются учесть все существующие риски. Всестороннее рассмотрение существующих рисков позволяет не только оценить степень «суммарного» риска при реализации инвестиционного проекта, но и является полезным фактором, при определении оптимального использования участка по методике “BEST USE”.
Инвесторы учитывают наиболее значимые риски, которые можно сгруппировать в несколько групп:
Риски, связанные с размещением и созданием Объекта:
- риск увеличения стоимости строительства (больший рост капитальных затрат по сравнению с заложенным в расчетах);
- риск невыполнения работ в запланированные сроки;
- риск отсутствия должного качества работ;
- риск отсутствия необходимых материалов и др;
- риск неудачного расположения Объекта (затруднённая транспортная доступность, плохая видимость Объекта, затрудненность парковки и т.п. вещей);
При реализации данных рисков возможен срыв сроков ввода площадей в эксплуатацию, дополнительные затраты, возможны изменения в концепции развития Объекта.
Риски, связанные с заполняемостью и эксплуатацией Объекта:
- риск, связанный со сложностью первичного заполнения арендопригодных площадей. Этот риск зависит от привлекательности концепции объекта для потенциальных арендаторов, ожидаемого уровня доходности и уровня арендных ставок, уровня управляющей компании и т.п. вещей;
- риск снижения арендных платежей (ставок аренды, уплачиваемого процента от оборота операторов), связанный с снижением привлекательности Проекта, уменьшением величины среднего чека покупки, сокращением зоны обслуживания, как следствие, – снижением посещаемости Объекта и оборота арендаторов;
- риск, связанный со снижением заполняемости в процессе эксплуатации Объекта (затягиванием сроков поиска арендаторов, уходом арендаторов и поиском новых);
Риски, связанные с уровнем спроса:
Риск, связанный с сезонностью – риск неравномерной посещаемости Объекта в течение года, как следствие, нестабильности денежных потоков Проекта;
Риски, связанные с конкурентной ситуацией:
Риск реализации крупных конкурирующих проектов сходного формата в зоне охвата Объекта, способных сузить зону обслуживания Объекта и «оттянуть» часть клиентов торговой зоны;
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКОВ
Специалисты компании «Питер Девелопмент» применяют хорошо зарекомендовавшую методику оценки рисков, где каждому риску присваивается весовой коэффициент, соответствующий типу торговой недвижимости, который перемножается на бальную оценку риска, применительно к каждому конкретному Объекту. Баллы присваиваются на основании экспертной оценки.
Табл. №1 Весовые коэффициенты для рисков Проекта
Учитываемые риски проекта
|
ВЕС (%%)
|
Риски, связанные с размещением и созданием объекта: | |
Рост стоимости строительства |
9 %
|
Затягивание сроков строительства |
9 %
|
Ликвидность места расположения объекта |
8 %
|
Риски, связанные с заполняемостью и эксплуатацией объекта: |
|
Сложность в заполнении и управлении |
18 %
|
Снижение арендных платежей |
18 %
|
Снижение заполняемости |
18 %
|
Риски, связанные с уровнем спроса: |
|
Сезонность |
10 %
|
Риски, связанные с конкурентной ситуацией: |
|
Реализация крупных конкурирующих проектов |
10 %
|
Для оценки влияния перечисленных рисков на конкретный Объект торговой недвижимости, каждому риску присваивается свой балл по 10 – ти бальной шкале оценки рисков (от 1 до 10).
Такая двух ступенчатая система оценки рисков позволяет достаточно точно оценить уровень риска каждого проекта, используя как статистические данные (смотрите табл. №1), так и экспертные оценки, используемые при установке баллов.
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ
В настоящее время, более 50% рисков связаны с поиском и удержанием арендаторов, с поддержанием запланированного уровня доходов от аренды. Ещё ~ 30% рисков приходятся на риски размещения и создания Объекта. Все остальные риски добавляют не более 20%.
Эти соотношения отражают текущее состояние рынка на начало 2008 года, однако эти данные постепенно меняются, начиная с 2000 года, когда рынок торговых площадей начал развиваться и они будут меняться и в дальнейшем.
По мере развития рынка, насыщения его отдельных сегментов и повышения требований к арендуемой площади, уровню сервиса и качеству работы управляющей компании, меняются и весовые коэффициенты приведённые в таблице №1. Однако можно прогнозировать, что учитывая точность оценки и темпы эволюции рынка торговых объектов в Санкт-Петербурге, приведённые коэффициенты будут отражать реальное состояние дел ещё 1 – 1,5 года.
Источник: компания «Питер Девелопмент».
Tweet | Опубликовать | 0 |