Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть II
В предыдущей части мы в общих чертах рассмотрели культовую архитектуру монотеистических религий теистического направления. Во второй части мы рассмотрим архитектуру пантеистических религий и традиций. Пантеизма ??? (пан) — «всё, всякий» и ???? (теос) — «бог, божество».
Вашему вниманию предлагается продолжение статьи о конфессиональных особенностях храмовой архитектуры. Начало статьи смотрите по ссылке: "Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть I".
ИНДУИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Индуизм, зародившийся еще до нашей эры и наряду с буддизмом не является многочисленной религией в нашей стране, поэтому не представлен множеством культовых построек этой конфессии. Так как разновидностей индуистской религии очень много, мы затронем только основные аспекты архитектуры этой конфессии.
Индуистский храм или манди?р (санскр. ?????, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище», может представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти(санскр. ??????; m?rti IAST, букв. «проявление»— статуя или изображение определённой формы Бога, девы или святого.) которому или которым и посвящён храм. Мурти повсеместно используются в индусской религиозной практике и выступает как ключевой элемент.
Так же в понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме Шивы как великого аскета-йогина, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые, поэтому одной из характерных особенностей культового зодчества является обилие всевозможных скульптур как снаружи, чаще всего, так и внутри здания, но все равно основным элементом мандира будет мурти – скульптура, устанавливающаяся в центре мандира и являющаяся предметом поклонения верующих. Снаружи индуистские храмы как правило многоярусные, высотные сооружения, как правило на высоком основании и с высоким входом. По сторонам от основного молитвенного пространства так же могут располагаться крытые галереи, но принципиального разделения для верующих нет. |
Надо отметить, что вполне могут встречаться и купольные храмы и даже многокупольные.
Антропоморфных (греч. ανθρωπος человек, μορφ? вид) изображений виде фресок или картин (икон) внутри мандиров нет, так же как зооморфных. Чаще всего преобладает растительная и геометрическая орнаменталистика, богатая резьба по камню и дереву.
БУДДИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Буддизм (санскр. ????? ????, buddha dharma IAST; buddha dhamma, «Учение Просветлённого») зародился в VI веке до н.э.
Основной целью пребывания верующего в буддийском храме является не знакомое нам богослужение с его церемониалом и пышной ритуалистикой, а личная медитация отдельного человека, для достижения им состояния «нирваны». Исходя из этого построение внутреннего пространства четкое и направлено вглубь храма, где располагается большая статую изображающая фигуру Гаутамы Будды в таком же состоянии медитации с полуоткрытыми глазами.
Статуя как правило изготавливается из золота или облицовывается им, да бы показать все величие и значение учения просветленного учителя, то есть самого Будды, к тому же при бликах огня от свечей возникают дополнительные визуальные образы. Остальное пространство храма (молельный зал) мало декорируется, та как весь акцент делается на скульптуре Будды. Вокруг него могут быть индийские росписи с сюжетами из жизни Будды или просто орнаменты с антропоморфными и растительными мотивами. Снаружи храмы чаще всего многоярусные, некупольные, с ярко раскрашенными фасадами, что очень характерно для буддизма, и национальными скатными кровлями с большими свесами, но бывают и исключения (Дацан в СПб.). |
Так же одним из характерных типов сооружений для обеих вышеописанных религиозных групп являются пагоды (португальское произношение санскр. ????? , бхагават, «священный, славный»; яп. ?, то:; кит. ??, бао-та, «башня сокровищ»).
ДАОСИСТСКАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Даоси?зм ( кит. упр. ??, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Наименее распространенное, из всех рассмотренных нами, религиозное течение в России.
Основными элементами архитектуры являются характерные для китайской национальной архитектуры скатные кровли с ярко выраженными коньками. Многоцветие и многообразие резных форм в экстерьере использование больших иероглифов на фасадах зданий. Наша краткая статья ни в коем случае не попытка дать хронологический анализ или глубокое изучение культовой архитектуры разных конфессий, и уж тем более она не претендует на статус научного исследования в области культовой архитектуры. Нашей главной задачей мы видим, прежде всего, возможность познакомить читателя, с основными стилистическими особенностями той или иной архитектурной традиции. Собранные вместе на странице нашего сайта, культовые соружения разных религиозных концессий позволяют оценить красоту и гармонию архитектуры, которая подчеркивает глубокий религиозный смысл сооружений. |
Возможно, кому то статья покажется неполной и не объективной, но мы не можем объять необъятное и подробно отобразить тысячи архитектурных стилей и направлений в религиозной традиции народов.
Рассчитываем на благосклонность читателей и разумную критику, если у Вас возникли вопросы, или появилось желание спроектировать и построить храм, мы с удовольствием поможем Вам.
Статью подготовил архитектор компании "Питер Девелопмент" Прохоров А.В.
При перепечатке, ссылка на сайт www.piterdevelopment.ru обязательна.
Tweet | Опубликовать | 0 |